Решаем вместе
Знаете, какая помощь от государства необходима, чтобы реализовать свой потенциал на максимум?

В преддверии Международного женского дня в Приморском краеведческом музее открылась выставка уфтюжской росписи Ольги Погодиной «Возвращение к забытому наследию». Это название неслучайно, поскольку выполненная в особой технике роспись по дереву – в красных, оранжевых, жёлтых, синих, зелёных тонах с яркими мазками и тонко прорисованными на них лёгкими веточками, цветущими стеблями со свободным изгибом и птицами – долгие годы считалась утраченной.

Об уфтюжской росписи Ольга узнала случайно в интернете, пообщавшись с популяризатором Светланой Зеленцовой, увлеклась и два года занимается в студии «Солнце на древе». Занятия проводятся на онлайн-платформе в удобное время. На выставке Ольга представила свои «домашние задания». Но ученическими их не назовёшь – настолько мастерски выполнена «кистевая каллиграфия» (так назвала исследователь В. М. Вишневская технику, особенностью которой является сочетание свободного кистевого мазка и графических элементов). О художественном уровне можно судить и по словам Светланы Зеленцовой: «Про роспись Ольги Погодиной я писала неоднократно, и с удовольствием публикую ее работы».

Уфтюжская роспись представляет собой сокровище в культурном наследии нашей страны. Она имеет свои особенности: фон занимает большое пространство и является полноправным участником росписи; на ветви-деревце растут разные цветы и ягоды, чего в природе не бывает; в птицах преобладает графическое начало над живописным – их сначала рисовали черным контуром, а затем дорабатывали кистью. Чаще всех изображались типы «тетёрка» и «жаворонок», рисовали также лебедей, курочек, голубей – всех уфтюжских птиц называют собирательным ласковым термином «кутенька».

Сочетание сочных кистевых мазков и изящной каллиграфической линии, которая не повторяет контуры мазка, а самостоятельно живет на рисунке, есть отличительная черта и визитная карточка верхнеуфтюжской росписи. Краски (темпера) изготовлялись следующим образом: сухие пигменты разводились в клеевом растворе смолы вишни или лиственницы (по В. М. Вишневской), а цветные фоны были выполнены из свинцового сурика с заваренным мучным клеем. Сейчас используются на бумаге – гуашь, на дереве – акрил, который затем покрывают лаком.

Исследователи и популяризаторы уфтюжской росписи открывают вместе с ней неизвестные исторические страницы. Так, узнаём, что в 17 веке на Север происходило массовое переселение старообрядцев из других областей. Они принесли с собой тщательно сохраненный уклад жизни допетровской России. В устье Северной Двины насчитывается до двадцати видов росписи, в том числе в селе Верхняя Уфтюга, расположенном на одноименной реке в Архангельской области. Даже в наши дни добраться сюда можно только по воде. Отдалённостью объясняется развитие самобытной культуры. Верхняя Уфтюга была центром религии и торговли. Здесь находилась единственная на многие километры церковь Дмитрия Солунского. На ярмарках большим спросом пользовались туеса (берестяные сосуды с крышкой) и прялки, расписанные местными мастерами в веселой и яркой манере – их вид напоминал о лете и помогал легче пережить долгую северную зиму.

Присутствовавшая на открытии выставки Нина Юрьевна Рябинина рассказала, что в детстве она видела на ярмарках в родном северном городе Устюжне такие расписные изделия. Впечатления детства она выразила в стихотворении, которое подарила музею. К сожалению, Ольга Погодина не смогла прийти на открытие. О её выставке замечательно рассказала лектор-экскурсовод Елена Лихачёва. Посетител выставки, знакомые с Ольгой, захотели сказать о ней добрые слова. Бывший преподаватель детской художественной школы Любовь Николаевна Мачихина запомнила её как старательную и скромную ученицу и восхитилась росписью и тем, что Ольга продолжает заниматься творчеством; Григорий Александрович Попов, к. т. н., бывший доцент ПГУПС (ЛИИЖД) – как ответственного, обязательного человека; мне же Ольга симпатична как благодарный человек, хранящий верность своей первой школьной учительнице – Нине Петровне Целиковой.

А теперь ещё – и как мастер, открывший приморчанам уфтюжскую роспись. Ольга рассказала, что все учебные работы – копии старинных образцов. По ним преподаватель Светлана Зеленцова учит осваивать технику. «Сразу страшно начинать на дереве, поэтому брала обрезки досок, чтобы руку укрепить», – рассказала Ольга. Теперь у неё есть и красивая садовая скамеечка, и расписанный по собственному эскизу детский стульчик, на спинке которого обведены две ладошки маленького внучка. О работе над росписью стульчика Ольга писала преподавателю: «Хочу сказать, что мне роспись эта нравится, но даётся не просто. Нужна внутренняя подготовка, особый настрой. Тут и сюжет, и колористика, и пластика древа, листочков, каллиграфии. Полной гармонии добиться сложно. Спинку у стульчика переделывала, перекрашивала. Поняла, что она не должна быть перегружена, должна находиться с «сидушкой» в равновесии. Спасибо вам за грамотно, подробно разработанные занятия, за обучение и поддержку». В студии росписи была представлена керамическая ваза. Но на выставке не все работы – некоторые подарены. Скоро курс обучения закончится – Ольга уже вынашивает творческие планы по созданию авторских работ в технике уфтюжской росписи.

Посетители выставки обратили внимание на удачное размещение работ, дополнение их музейными экспонатами. За возможность показать свои росписи в музее художница благодарит Елену Витальевну Лихачёву: «Она проделывает огромную и очень важную работу по организации подобных выставок, проводя экскурсии, занятия с детьми. Знакомство с народным искусством – это и художественно-нравственное воспитание, связь с родной землёй, уважение к труду её талантливых мастеров». Любоваться уфтюжской росписью Ольги Погодиной можно будет в течение марта, а лектор-экскурсовод с вдохновением расскажет об этом почти утраченном, но возрождённом искусстве.

Автор статьи: Светлана Меликьянц

Контакты

  Директор

  Овчинников Алексей Геннадьевич

  Телефон  8 (81378) 75 221

  188910, Ленинградская область,
  Выборгский р-н, г. Приморск,
  ул. Заводская, д. 5.



ЧАСЫ РАБОТЫ

Режим работы:

Вторник - суббота с 10:00 до 18:00. Касса до 17:30 (музей закрывается на вход).

Выходные дни: понедельник, воскресенье.

Каждую среду с 11:00 до 17:30 в музее проводится бесплатное экскурсионное индивидуальное обслуживание для посетителей всех категорий.

При посещении музея рекомендуем использовать средства индивидуальной защиты (маски).